О человеческих страданиях

Разбирая феномен страдания, восточная философия пришла к выводу, что он всецело сплетён с желаниями. Первым, кто установил эту взаимосвязь, стал Сиддхартха Гаутама. Основателя буддийской философии мы знаем по нескольким основным идеям: 1) существование есть страдание 2) причиной страданий являются желания 3) путь к счастью возможен лишь через избавление от желаний. В нашем сознании желания корнями восходят к нехватке, страданию от недостатка чего-либо. По мере наступления, эти человеческие факторы подталкивают нас на процесс, называемый реализацией желания. Мы предвкушаем сладость ожидаемого счастья, а сознание рисует яркие образы того, как нам станет лучше жить при достижении желаемого.

Однако стоит лишь проанализировать весь этот процесс, и начинаешь замечать, что когда желаемый результат достигается, он не приносит той сознательной или бессознательной эйфории. Если мы и становимся счастливее, то лишь на малую долю от того, что чувствовали ранее. Скоро и эти выбросы дофамина перестают приносить радость, а мы хладнокровно обесцениваем то, что уже имеем и  ставим себе новые цели и задачи, всё с тем же упованием завышая планки их потенциальных возможностей.

Такая печальная фабула человеческого существования связана с разницей желаемого и достигнутого, которая составляет из себя столь внушительный диссонанс по причине неправильного функционирования нашего сознания. Наш мозг обманывает нас таким образом, что рамки восприятия действительности и иллюзорного будущего, в котором мы будем испытывать больше счастья, искажаются. На деле оказывается, что долгожданная сорочка или новая машина не обладают теми чудодейственными свойствами, которые мы им приписывали. 

В возникшей проблеме мне поможет Виктор Пелевин — Гомер двадцать первого века или, как назвал его мой друг, современный Гоголь, обладающий даром неотразимого гротескного жизнеописания.

Человек, который мастерски описал все явления и последствия культа потребления в своём романе «Generation "П"», посвященному обществу, воспитанному на культуре 90-х годов. Теорией вау-импульсов, о которой дальше пойдет речь, Пелевин указал на главные проблемы культа непрекращающегося вожделения и потребления:

Каждое человеческое существо представляет собой не что иное, как клетку, именуемую Оранусом, в русском понимании — Ротожопой.
Эта клетка оснащена мембраной, способной поглощать и выделять деньги. На эту мембрану оказывают влияние три ключевых вау-фактора: оральный, анальный и вытесняющий. Поговорим про первые два. Оральный вау-фактор действует на организм клетки так, что у неё появляется желание поглощать деньги, он создаёт образы идеального "я" и заставляет чувствовать неудовлетворение от несовпадения данного образа с образом реального "я". Анальный же наоборот заставляет Оранус выделять деньги, тем самым получая удовольствие и наслаждение от совпадения вышеупомянутых образов.

Возникает вопрос. Что есть та сверхъестественная сила, создающая эти самые вау-факторы? Не что иное, как медиа (телевидение, журналы, интернет, проч.). Рекламный образ идеального "я" манипулирует и играется с нами. Наше сознание в таком случае искажается, и единственным возможным способом получить счастье — является приобретение товаров и услуг. Шокирующей же истиной является то, что достижение этих целей не делает нас счастливыми. Наоборот, мы зачастую испытываем неудовлетворенность от несовпадения раздутых до глобальных масштабов представлений о счастье и их реализации в действительности. Мы заранее создали себе ярлыки с пометкой "счастье", и сейчас старательно наклеиваем их на то, что, кажется, должно сделать нас счастливыми. Реклама заставляет чувствовать нашу жизнь ущербной. Глядя на людей в рекламе, разъезжающих на белых мерседесах и живущих в роскошных виллах, мы невольно поддаёмся оральному вау-фактору и, таким образом, оказываемся в вечном кругу потребления, где потребитель оказывается потребляем, а правильный вариант счастливой жизни диктуется нам извне.

В сущности, гораздо больше счастливых людей вы сможете встретить в буддийских монастырях, а не в дорогих особняках. Главная проблема людей в данном вопросе заключается в недостаточном уделении времени на рефлексию и когнитивную апперцепцию. Мы привыкли не обращать внимания на наш прошлый жизненный опыт, сравнивая его с реальностью и настоящими событиями, и необдуманно продолжаем следовать за радугой, на конце которой находится "мешочек с золотом". Наше представление о счастье постоянно конфликтует с реальным положением вещей. Субъективное различие получаемого счастья между настоящим и будущим  лишь ложное восприятие рисующихся миражей на нашем странствии в бескрайней пустыни.

Все неудовлетворенности нашим текущим положением есть лишь порождение нашего сознания и включаются только в наш внутренний микро-мир. По нашей собственной воле мы вечно пытаемся сравнивать свою реальную жизнь с этими эфемерными фантомами, кажущимися для нас панацеей от наших страданий. Однако за этой широкой театральной ширмой мы можем легко упустить по истине важные для нас моменты в настоящем. Печальное наблюдение за человечеством заключается в том, что счастье зачастую не присутствует в реальности , а либо является потенциально поджидающим людей в будущем, либо иллюзорно существовавшем в прошлом (что в сущности является такой же выдумкой мозга). Пугающее обстоятельство заключаются в том, что за две с половиной тысячи лет положение вещей не только не сдвинулось с места, но и стало значительно хуже. Невежество людей и нежелание обращаться внутрь себя взрастали тем больше, чем в нашем мире распространялось такое понятие, как "культ потребления", о котором уже в 20 веке пишет современный автор. 

Подводя некоторый итог, можно сказать о парадоксе современного общества, заключающийся в том
, что чем больше человек в нём имеет, тем меньше у него есть. 





Популярные сообщения