Франц Кафка "Превращение"


"Проснувшись однажды утром после беспокойного сна,
Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели
превратился в страшное насекомое."
 

Как беспардонно встречает нового читателя Франц Кафка в своей повести "Превращение" строками чересчур резкими и абсурдными.  Уже с самого начала, я понял, что оказался в капкане того самого "кафкианского мира", про который так часто слышал. Именно в капкане, а не душевных объятиях. Продолжая чтение повести, вы уже вслух начинаете возмущаться: почему никто не задается вопросом "как"? Почему писатель нам ничего не объяснил, а своевольно заставил нас наблюдать за страшными, даже жуткими сценами из жизни  коммивояжера, который по непонятным причинам однажды утром проснулся в теле насекомого? Кафка  не объясняет происходящее в его мире, а продолжает предельно прямое повествование, не взирая на все вопросы, которые возникают у читателя. Тут нет места логике и рациональному, писатель перенастраивает читательскую оптику восприятия, делает ее более гибкой и чуткой, ведь уловить суть произведения сможет далеко не каждый человек, иной остановится на втором же абзаце, будучи сломленным этим "испытанием на прочность", называемым абсурдом. Многие критикуют или не понимают (а зачастую всё вместе) произведения Кафки именно по причине тех иррациональных основ, недоступных человеческому сознанию (а по той причине и весьма шатких, то есть неподдающихся твердыми и точным формулировкам), которые закладывает писатель в свои текста.

Повесть Кафки абсолютно трагична и имеет очень напряженный тон повествования, из-за которого у читателя отпадает всякая возможность на довольное смакование прочитанного  только напористое развитие сюжета, загоняющее вас в угол. Каждый герой повести является либо жертвой, либо зверем. Бедный Грегор Замза, всю жизнь заботившийся о семье, был отвергнут ближайшими родственниками, которые отвернулись от него, как только увидели его новую физическую оболочку. Каким ужасным является поведение отца в этой ситуации: не попробовав даже разобраться в происходящем, он загоняет "неизвестное" обратно в свою комнату. Как если люди в нашем мире сталкиваются с абсурдным и непонятным, они закрывают глаза на проблему, либо начинают существовать иллюзиями, то есть переводить опыт непостижимого в качестве основания нашего реального существования. Люди отворачиваются от ответственности за поставленные вопросы, как захлопывает дверь отец Замзы за своим чудовищем-сыном. Однако больше всего удивляет равнодушие семьи, казалось бы, столкнувшейся со столь невероятным происшествием, но уже вечером сидевшей на кухне и обсуждающей новости из газеты. Насколько шокирует читателя разворачивающиеся события, настолько безразличны к их сути плоские герои рассказа.

Франц Кафка, имеющий непосредственную власть над своим рассказом, устанавливает в нём метафизические зеркала, каждый раз обращающие историю Замзы на личностный опыт читателя. В нашем мире человек отвергается обществом, если его взгляды, привычки, внешность отличаются от идеологических установок общества. И сколько бы не существовало сейчас движений за равенство и принятие людей с различным цветом кожи, гендером и весом -- принимая одни группы людей, они отвергают другие. За доказательством не придется ходить долго, им служит общественное движение BLM, выдвигающим свою идею против расизма и насилия в отношении темнокожих, но в итоге сводящим вопрос к расизму в обратную сторону.
Светлая душа Замзы, вечно думающая только о своей семье, даже в минуты полного одиночества и отверженности продолжает заботиться о родственниках, не тревожить их понапрасну, не отягощать их жизнь своим существованием. Тогда как семья только и мечтает поскорее сбросить проблему со своих плеч. А когда уборщица выбрасывает умершего Замзу вместе с мусором, все только облегченно выдыхают и собираются на семейную прогулку в город. 

Грегор сохраняет человечность, даже потеряв человеческий облик, в то время как семья, всё еще оставаясь при своих двух ногах, полностью теряет  её в наших глазах. Тема конфликта тела и духа неоднократно поднимается в "Превращении". Вопрос о совершенстве души над телом, в которое оно помещается, особенно отчётливо просматривается в последних строках:

"Когда они так беседовали, господину и госпоже Замза при виде их все более оживлявшейся дочери почти одновременно подумалось, что, несмотря на все горести, покрывшие бледностью ее щеки, она за последнее время расцвела и стала пышной красавицей. Приумолкнув и почти безотчетно перейдя на язык взглядов, они думали о том, что вот и пришло время подыскать ей хорошего мужа. И как бы в утверждение их новых мечтаний и прекрасных намерений, дочь первая поднялась в конце их поездки и выпрямила свое молодое тело."

Кафка намеренно делает акцент на красоте молодого тела девушки и ставит ее в противовес с телом бедного Замзы, лежащего где-то на помойке. Бесконечная свобода полётов души против ограниченности и скованности человеческого тела является важным философским вопросом. Как пример, немецкий философ Фридрих Ницше, с детства обреченный на жуткие головные боли, помутнения в глазах и порой часами непрекращающуюся рвоту, но при этом сильнейший в своих суждениях, бесконечно поражающий своей мелодичностью текстов на фоне жуткой дисгармонии тела. В настоящее время люди помешаны на своей внешности и подавляющая часть их времени посвящена заботе о "внешнем", тогда как раздумья больше пяти минут наводят на них страх и ужас. Ни в коем случае нельзя забывать о своей физической форме, иначе подобно Грегору Замзе вы не сможете даже передвигаться по комнате, однако безоговорочная победа внешним над внутренним в наше время является упадком духовности и исчезновением всех тех уникальных и неповторимых форм жизни, даруемых нам способностями нашего сознания.


Как говорилось ранее, зеркал у Кафки в произведениях не одно и не два. Каждое из них нацелено на то, чтобы получить отголосок в самом читателе, заставить проводить параллели разворачивающихся событий с параллелями жизни, открывать глаза на абсурдную связь между миром и человеком. Замечали ли вы когда-нибудь за собой, что живёте в мире, который сами не понимаете? Мир, чей смысл и подтекст совершенно недоступны для человеческого сознания. Желание ясности, которое на своём пути встречает лишь холодное молчание вселенной. Абсолютная иррациональность мира, не подчиняющуюся никаким законам логики. Абсурдная нить, тянущаяся от нашего рождения и до самой смерти. Ощущение заброшенности в этот мир: кто мы и что должны делать? Когда задумываешься над такими вопросами, невольно начинаешь ощущать себя тем тараканом из повести. Неслучайно ли у Кафки ни один из персонажей не задается вопросами? Незначительное количество вопросов героев повести прямо пропорционально количеству вопросов, возникающих в голове читателя  мне кажется, именно этой зависимости хотел добиться автор.

Возможно многие из моих предположений могут показаться глупыми, претенциозными, слишком натянутыми, однако именно на противоречии того, что хотел сказать автор и того, что понял читатель, строится литература всех времен. Ни один мною прочитанный писатель не вызывал такого огромного количества всевозможных интерпретаций, как Франц Кафка. Его произведения это лабиринты, в которые помещаются как герои, так и читатели. И что интересно, ни те, ни другие до конца его не понимают. Этот иррациональный сон, созданный Кафкой, поднимает важный конфликт человека и абсурда, делая его с точностью по законам жанра.


"Не исцелиться, но научиться жить со своими болезнями."

 

Популярные сообщения