Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ "БЕСЫ"

 

«Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи.»

Откровение Достоевского, касающееся как психологии личности, так и упаднического состояния общества, изобличает безнравственные, злые, а, самое главное, безнаказуемые поступки человека. Он выворачивает человеческую душу и всех её "бесов", прежде сдерживаемых высшей идеей, абсолютом, нравственным гарантом, показывая последствия "вседозволенности", которая в этом произведении берется не как предмет детального анализа, а в качестве отправной точки.

Кто такие Бесы?

Бесы – это мысли о безнаказанности. Это ощущение полного своевластия и безразличие к морали вследствие усомнения в боге. В романе Достоевского такие мысли проникают в русский народ, чьим вечным атрибутом, несомненно, главной его скрепой и принципом являлось искание бога и «вера в него как в единого истинного». Когда размывается это понятие, исчезают и понятия о добре и зле, что непосредственно ведёт к разложению общества, нравственной анархии. Своими же целями Бесы у Достоевского ставили уничтожение этических рамок; воссоздания времени, когда люди не будут судимы ни за какие свои поступки, когда убийства, насилия, поджоги будут оправдываться, более того, поощряться за содействие в свержении богов.
 
Достоевский даёт героям в своём романе выбор между идеей вечной и ложной. Причём вторая всегда описывается в самом радикальном её проявлении. Она забирается в человека и делает из него одержимого, овладевает его умом и сводит с ума. Однако неверие в небесную жизнь в разных героях получает разное воплощение. Так, например Степан Верховенский, «политический обманщик и интриган», становится лидером подпольной организации, стремящейся осуществить народную революцию духа. Николай Ставрогин, обманывающий всех окружающих, так же, как и самого себя и истерично смеющийся от взгляда в зеркало. Философ-инженер Кириллов, который проектирует мост для губернии, но поклоняется идее «всеобщего разрушения».

Они не решили просто убрать бога, они решили подменить его. Так происходит всегда, человек попросту не может существовать без абсолюта. Красота, любовь, искусство, воля к власти – лишь ипостаси незаменимого для человека бога. Этих людей можно проклинать за их разбойства, их поступки по надругательству за храмами и иконами, поджоги деревень, жестокие убийства, обман и манипуляции, запугивание и желание установления абсолютной анархии. Однако единственное, что я испытываю к ним – глубокое сочувствие, сожаление. Эти люди являются самыми тонкими и чувствительными жертвами «идей». Они, как никто другой, страдают от своих поступков. Всё, что они делают – лишь жалостливые крики помощи, безнадежные стоны от поглощающей, съедающей их жизни; абсолютное её непонимание, непонимание себя и конфликт со всем окружающим. Жутчайшая учесть существования в мире, где всё тебя отвергает, где ты отрицаешь сам себя – а закрыть глаза на обличительную правду, опять надеть на себя единожды снятую пелену уже невозможно.

Самоубийство Кириллова

Пожалуй, единственный пример философа, который живёт не вопреки своим идеям, а следует им до конца. Его логическое самоубийство есть противоположное самоубийствам, совершаемым «с большой грусти, или со злости, или сумасшедшие». Оно совершается не благодаря, а вопреки чувствам – то есть, с рассудка. Кириллов находит в этом способ избавления от абсурда, в вычеркивании одного элемента из триады. Становление богом вследствие победы над миром. Обретение главнейшей свободы, свободы от боли и страданий, страха, порождаемого разумом, разрушение его главнейших стен: «Человек только и делал, что выдумывал бога, чтобы жить, не убивая себя; в этом вся всемирная история до сих пор. Я один во всемирной истории не захотел первый раз выдумывать бога.» Его самоубийством можно восхищаться – одно из самых великих самоубийств. Пример становления человекобогом – антитезой богочеловека. Одновременно с этим Кириллов необычайно любит жизнь, он любит её до крайности, как любит пить чай из самовара по вечерам или радуется тому, что у его соседа Шатова родила жена. Он хочет нарисовать рожицу в своей предсмертной записке и подписать красивой фразой. Не отчаянием движим Кириллов, а человеколюбием.

Для того, чтобы быть счастливым, человеку достаточно осознать, что он счастлив, говорит Кириллов. Всё в его мироустройстве противоречит времени, он стремится к вечности, свободной от всего, где высвободится полная воля человека.

– Вы стали веровать в будущую вечную жизнь?

– Нет, не в будущую вечную, а в здешнюю вечную.

Обреченный Ставрогин

Полностью узнать героя Николая Ставрогина можно только из неофициальной главы «У Тихона», запрещенной цензурой. Приходя к попу, он заявляет о том, что хочет публично выставить манифест о своих великих злодействах. Именно в этой главе мы узнаём о том, что он изнасиловал 14-летнюю девочку, обманув и доведя её до самоубийства лишь для того, чтобы проверить себя, поставить эксперимент, подобный тому, как сам Достоевский экспериментирует над человеком в своих романах. По началу это вызывает отвращение к герою, безоговорочное его презрение. Однако в ходе его беседы с Тихоном я сделал попытку его понять. Понять его безвыходность и чудовищность положения. Его обреченный ум, мечущийся в этом мире и не способный найти себе места. Ставрогин, безжалостно мучающийся от незнания: верить или знать? В конце главы, Тихон пророчески заявляет, что самое ужасное преступление Ставрогина никогда не было к нему так близко, как сейчас. Как душераздирающе читать эти строки, зная наперёд, что позже Варвара Петровна найдёт своего сына повешенным в темной мрачной комнате. Драма человека, которого отрицает мир – драма Христа. Ставрогин, которому предназначено вечно созерцать своё распятие на кресте, и уже неспособный простить себя.

Всё хорошо.







Популярные сообщения