безумие и любовь красок. михаил врубель.

В Русский музей привезли Михаила Врубеля. Его богатырей, сирень, персидские ковры — демонов и сказочных панов русской сказки.

Сюжеты на картинах Врубеля вырываются из холста или пытаются забраться в самую его глубь, все они кристаллизированы, раздроблены. На его холстах краски не могут застывать на месте, они постоянно шелестят, кричат, прячутся в кустах и густых кронах. 

Врубель показывает колдовство и ворожбу, дремучий лес, в котором легко потеряться, тайны заводей и тёмных небес с летящим демоном или царевной-лебедем. 

На выставке часто у меня в голове перемежались образы Врубеля и поэзии Блока. Они связаны женственностью, тонкостью, нежностью, хрупкостью, этими исключительно изящным цветам (Блок говорил про Врубеля: «борьба золота и синевы»). Да и сам поэт часто писал от женского лица: 

Медленно в двери церковные  

Шла я душой несвободная...

Посмотреть на врубелевских львов, которых он делал, живя у Саввы Мамонтова, и найдешь то же самое женское и утонченное. У них отсечена грива, отсечен этот господствующий пафос, жажда власти, они похожи на львиц.

Заметив это, уже не мог оставить постоянное ощущение женского во Врубеле, и кажется, что всё кристаллическое, перламутровое, поверженное и устрашающее, сиреневое и синеватое — это всё оно.

Ещё одно сравнение — Врубеля и Климта.

«У Климта все тела укутаны, у Врубеля же образ появляется из узора, из орнамента. Это известный факт: он иногда начинал писать с узора и как будто ждёт, что из этого узора вдруг появится образ.»

И словно Климт сначала пишет обнажённые фигуры, а потом облачает их в небесные ткани, а у Врубеля всё с точностью наоборот.

У меня две любимые картины Врубеля  сирень.

Они написаны на Черниговском хуторе во время поездки с женой. Той что выше он был недоволен, и приехал через год на то же самое место, в тот же период  написать вторую.

У Врубеля ухудшается зрение, начинается депрессия, которая потом дойдёт до тяжелейшей стадии.

На картине два образа. Легко заметить белую нимфу на скамье, вторая же скрывается в сгущающихся тёмных красках. Этот тёмный образ выталкивается художником из куста сирени, но тот сопротивляется, срастается, тяжело кричит.

Врубель запомнился мне как хаос с непонятным взглядом. 

Популярные сообщения