безумие и любовь красок. михаил врубель.
В Русский музей привезли Михаила Врубеля. Его богатырей, сирень, персидские ковры — демонов и сказочных панов русской сказки.
Врубель показывает колдовство и ворожбу, дремучий лес, в котором легко потеряться, тайны заводей и тёмных небес с летящим демоном или царевной-лебедем.
На выставке часто у меня в голове перемежались образы Врубеля и поэзии Блока. Они связаны женственностью, тонкостью, нежностью, хрупкостью, этими исключительно изящным цветам (Блок говорил про Врубеля: «борьба золота и синевы»). Да и сам поэт часто писал от женского лица:
Медленно в двери церковные
Шла я душой несвободная...
Посмотреть на врубелевских львов, которых он делал, живя у Саввы Мамонтова, и найдешь то же самое женское и утонченное. У них отсечена грива, отсечен этот господствующий пафос, жажда власти, они похожи на львиц.
Заметив это, уже не мог оставить постоянное ощущение женского во Врубеле, и кажется, что всё кристаллическое, перламутровое, поверженное и устрашающее, сиреневое и синеватое — это всё оно.
Ещё одно сравнение — Врубеля и Климта.
«У Климта все тела укутаны, у Врубеля же образ появляется из узора, из орнамента. Это известный факт: он иногда начинал писать с узора и как будто ждёт, что из этого узора вдруг появится образ.»
И словно Климт сначала пишет обнажённые фигуры, а потом облачает их в небесные ткани, а у Врубеля всё с точностью наоборот.
У меня две любимые картины Врубеля — сирень.
Они написаны на Черниговском хуторе во время поездки с женой. Той что выше он был недоволен, и приехал через год на то же самое место, в тот же период — написать вторую.
На картине два образа. Легко заметить белую нимфу на скамье, вторая же скрывается в сгущающихся тёмных красках. Этот тёмный образ выталкивается художником из куста сирени, но тот сопротивляется, срастается, тяжело кричит.