"Большие надежды" Чарльз Диккенс

Чарльз Диккенс родился в портовом городке Портсмут в семье чиновника морского ведомства. Писатель вырос в нищете и огромных долгах отца. Из-за сложного материального положения своей семьи в пятнадцать лет он был вынужден покинуть школу и вступить в должность рассыльного, а затем переписчика бумаг в судейской конторе. Несмотря на сложности, писатель смог выстроить свой литературный путь "против течения". Благодаря своему жизненному опыту Диккенс смог увидеть жизнь во всех её контрастах и противоречиях, которые в дальнейшем составят одну из ключевых ролей его творчества.

 "Большие надежды"  это психологический роман об истории мальчика Пипа, который находит духовное очищение через тяжелые нравственные и социальные испытания.

В центре повествования стоит мальчик Пип. Сирота, рано потерявший своих родителей, был взят на попечение миссис Гарджери и её мужа Джо Гарджери. Женщина пылкого нрава держала мальчика в убогих условиях, наказывала его, вымещая всю свою злобу на жизнь, несправедливо поставившую её в такое положение. Полной противоположностью является её муж. Мужчина с таким же горячим сердцем, как наковальня в его кузнице. Джо был незатейливым и провинциальным, однако выступал самым искренним и добродушным персонажем романа. 
Мальчик так бы и рос с одной своей единственной амбицией стать таким же кузнецом, как Джо, и всю свою жизнь посвятить этой работе, если бы не переломный момент в его истории. Неизвестный благодетель решил взять Пипа под своё покровительство и сделать его настоящим джентельменом с большими надеждами.

Отличительной чертой романов Диккенса является неотразимое остроумие автора. Его сатирические реплики, направленные по отношению к разворачивающимся ситуациям очень остро и колко обличают лицемерие и безнравственность героев романа. В какие бы мрачные фоны действительности не попадал  главный герой, автор будто бы старается защитить его своим юмором. Этот приём сатиры выступает щитом, как самого Диккенса, так и его маленького героя, перед сложными социальными конфликтами.
В своём произведении автор как бы выкручивает абсурдность поведения персонажей на максимум. Он чётко проводит границу между хорошим и плохим. Изменение второстепенных персонажей не играет тут большой роли. Самая важная задача автора  показать духовные изменения внутри главного героя, который неустанно рефлексирует и обдумывает каждый поступок со стороны.

Сменяя общество людей каждодневно притязающих на, как им кажется, лучшее воспитание мальчика через постоянные унижения, Пип попадает в порядочное общество английской аристократии благодаря своему благодетелю в маске. Однако какой действительностью для нас предстаёт новый мир, в который его забрасывает автор?
В творчестве Чарльза Диккенса нельзя не заметить явную критику общества викторианской эпохи. Он представляет её грязной, несправедливой, жестокой и коррумпированной. Для английского писателя промышленная революция нанесла значительный удар по низшему классу. Общество разделилось на страты презирающих и презираемых. В романе писателя аристократическое общество предстаёт лицемерным и безнравственным. На ярком контрасте с этими актёрами (чьи отличительные атрибуты  это фрак и цилиндр) выступают простые деревенские жители. Добрый Джо, чьё имя потом не раз произносится с постоянными терзаниями сердца. До чего несправедливо Пип поступил по отношению к этому единственному человеку в его жизни, искренне желавшего ему только бескорыстного добра. Простая девушка Бидди, так и напрашивающаяся на сравнение с высокомерной и жестокой Эстеллой. Сколько добрых и светлых начал у первой, и сколько бездушия во второй. Сколько тепла любовно взращивает в своем сердце Бидди, и какой осколок льда таится на том же месте у Эстеллы. Навсегда покидая свою деревню, Пип неожиданно попадает в суровый мир, в который чем больше погружаешься, тем больше пачкаешь свою душу.

Однако и в таком гиблом обществе не обходится без добрых людей, как например мистер Покет и любимый друг Пипа, Герберт. Таким тёплым представляется луч света, излучаемый этим персонажем в кромешном сумраке, что невольно начинаешь надеяться, как бы не рухнул этот мир без таких людей.

Автор на протяжении огромного количества времени вынашивает тайну человека в маске. Пипу давно кажется, что всем своим благом он обязан единственной мисс Хэвишем, однако им оказывается каторжник, которого мальчик спас ещё в самом начале повести. Сколько чуда и надежд внушала перспективная жизнь мальчика. Все окружающие завидовали необычайной благодати фортуны, ниспославшей такое счастье. Однако позже узнается, что Пип был лишь марионеткой. Он стал жертвой совсем чужих надежд. Как бы не оспаривали моё мнение герои романа, но я считаю, что все поступки Абеля Мэгвича были направлены лишь на ублажение его собственных амбиций и надежд и лишь косвенно касались самого мальчика, ставшего по сути жертвой чужих эгоистических мечтаний.

 Жизнь Чарльза Диккенса лучше любого романа описывает все его идеи. Нравственно эстетический идеал Диккенса воплощается именно в деревенских жителях и сопоставляется с людьми из буржуазного общества, выступающим в роли хаоса и анархии в своей первооснове. Всю свою жизнь он уповал своим большим надеждам на изменение общества. Создавая роман о надеждах Пипа, он описал в нём свои собственные.
Старательно маскируя свои сентиментальные чувства под юмором и сатирой, Чарльз Диккенс остался стоять вместе с Пипом и Эстеллой перед пустеющим домом мисс Хэвишем.

А где-то рядом с ним нашли своё место большие надежды.









Популярные сообщения