Августовские записки: ответ (или нет)

Долгое время культурно-религиозные нравственные установки служили мне догматами, следовательно основой для моего мироощущения. Однако с каждым годом моё осознание мира совершало всё новые кульбиты, в конце концов потребовав более глубокого анализа жизни и установленных в нём порядков. Тогда под вопрос ставится не очевидность моего существования, как и всего меня окружающего (т.к. опровергать истинность этого - дело довольно несуразное), а содержание всего этого. Религия тогда представляется не в качестве логической основы существования, но как критерий иного мира. Непостижимая истина, взятая человеком в качестве постижимого доказательства смысла, является лишь утешением для сознания, тогда как интеллект, требующий ясности, идёт дальше, опираясь только на остаточный опыт нашего мира, так как ничто иное не является для него большей истиной. Весь религиозный миропорядок был построен самим человеком, значит может быть им и разрушен.

Высшее разочарование в ценностях, осознание их пустотности, отчаяние и полное одиночество, являются далеко не самыми приятными перспективами для людей, что объясняет огромную популярность религии на протяжении нескольких тысячелетий. Существование бога, придающего смысл, привлекает человека гораздо больше осознания вседозволенности. Ссылаясь на известный Вольтеровский афоризм, если бы бога не существовало, люди его обязательно бы выдумали. 

Тому же, кто сделал выбор жить с неразрешимыми противоречиями, остаётся неустанно взирать на абсурд и ничто, остающимися единственными разумными предикатами существования. 

Такие же качества, как бы не хотелось, привязываются впоследствии ко всем бытовым делам. Любая рутина и сутолока становится невыносимой. Она отталкивает. Вся жизнь представляется как разные формы пустоты, а все события в ней начинают казаться настолько ничтожными, что собственная тень остаётся единственным объектом, достойным внимания.

Но когда берешь в руки карандаш, пытаешься нарисовать её, написать о ней, становится куда лучше. Вот и пишу.

Как прекрасно выводить узоры на речном иле.

Это прекрасное и есть искусство. 

Лишь искусство, фонарный столб посреди темной улицы, даёт надежду не потеряться. Оно есть один из ответов на человеческое существование. В то время как перечень правил успешного человека и замечательные книги, объясняющие нам, почему мы должны жить печально, обличают плоскость во всём её объёме, искусство становится утешением, спасением, верой. Когда внутри мира ты открываешь еще один мир, ты одновременно увеличиваешь первичное значение жизни, появляется то, что даёт мысли, следовательно, даёт смысл, так как без смысла не было бы и мыслей. Первее всего искусство является для меня не способом передать свои мысли, выразить чувства или донести до людей свою идею, а способом жить

Возможность искусства является для меня прямым ответом на человеческое существование. Компенсируя пустоту, оно наполняет каждый день моей жизни значимостью. Оно позволяет мне чувствовать и понимать жизнь не только на уровне слов. По этой же причине многое здесь останется недописанным
Разговоры, шум и проч. подразумевают пустоту, искусство же подразумевает молчание.








Популярные сообщения